Сначала лучше научить раздеваться, так как это более естественный процесс, и он намного проще.
Например, начинаем снимать кофточку, а ребенок уже усиленноее с себя стягивает, вытащили одну ручку, он — вторую. В игровой деятельности можно подключать всякие застежки, пуговицы, — сейчас очень много таких развивающих материалов. Без вовлечения ребенка во все процессы — ничего не получится.
10 советов, как научить ребенка с особенностями развития самостоятельно одеваться - изображение №3
Потом добавляем выворачивание вещей, их складывание и укладку на свои места.
10 советов, как научить ребенка с особенностями развития самостоятельно одеваться - изображение №4
Одевание также начинаем с самых элементарных вещей. Например, мы держим кофточку, а ребенок вставляет ручки. Мы даем ему замочек молнии в руки, а он тянет его наверх. Мы держим колготы, ребенок вставляет ножки, потом берем руки малыша в свои и показываем, как их натягивать.
10 советов, как научить ребенка с особенностями развития самостоятельно одеваться - изображение №5
После туалета покажите ребенку, как нужно разместить ладошки на одежде, и держаться за штанишки для того, чтобы их надеть. На всех этапах взрослый должен активно помогать и все до мелочей показывать своему малышу.
10 советов, как научить ребенка с особенностями развития самостоятельно одеваться - изображение №6
Пропустить через 15
Следующий этап — уменьшение подсказок и физической помощи. Родители могут только напоминать или помогать завершать процесс, например, поправить, если что-то не так. Если ребенок сопротивляется, надо просто обхватить его руками одежду и показать, чего мы от него хотим.
10 советов, как научить ребенка с особенностями развития самостоятельно одеваться - изображение №7
Непременно проговаривайте для ребенка на всех стадиях обучения название одежды и действий. Так у него будет формироваться и словарный запас.
10 советов, как научить ребенка с особенностями развития самостоятельно одеваться - изображение №8
Иногда детям надо дать возможность сделать все неправильно и позволить попробовать, что получится, когда, например, в одной штанине две ноги. Важно, чтобы ребенок сам испытал дискомфорт. Если же такого чувства нет, задание родителей — настойчиво продолжать учить малыша, как надо делать правильно.
10 советов, как научить ребенка с особенностями развития самостоятельно одеваться - изображение №9
Чтобы заинтересовать ребенка процессом одевания, можно параллельно одевать куклу. Мы делаем это в садике на занятиях с социальным педагогом, когда прорабатываем все навыки самообслуживания. На кукле можно показать, как застегивать пуговицы, зашнуровывать, складывать, выворачивать.
10 советов, как научить ребенка с особенностями развития самостоятельно одеваться - изображение №10
Очень важно чтобы в момент одевания-раздевания он не смотрел мультики или не был занят еще каким-то делом. Необходимо исключить все иные моменты, которые могут отвлекать внимание. Чтобы он сосредоточил свое внимание на том, что он делает. Сыграть здесь важную роль сможет и зонирование.
Например, первый этап — одевать на стульчике или диване в комнате, чтобы ребенку было удобно, и он мог самостоятельно что-то сделать. И второй этап — верхняя одежда — в коридоре. Но желательно там тоже поставить стульчик.
Если у ребенка хорошо развита имитация, он может учиться одеваться, смотря, например, на своего брата или сестру. Но с детьми с аутизмом — это бывает редко.
10 советов, как научить ребенка с особенностями развития самостоятельно одеваться - изображение №11
И родители, пожалуйста, не окружайте ребенка гиперопекой. Если родители будут сами одевать детей, можно упустить период эффективного обучения. Если ребенка с аутизмом или другими нарушениями в развитии одевают, и он в этом не участвует, он привыкнет и не перейдет на другую стадию самостоятельного самообслуживания.
В целом учить одеваться можно сразу после того, как ребенок начал ходить.
Но здесь возникает вопрос: мама настроена на обучение или обслуживание своего малыша? Часто из-за нехватки времени, большой любви к своему ребенку, мамы не замечают, как они очень долго остаются на стадии обслуживания. Когда ребенок научился ходить — вот тогда мы можем уже учить выполнять его простые команды, например, одеваясь: «дай маме ручку», «постой», «подержи». Такие несложные манипуляции можно делать даже к 12 месяцам.
|